Загадка про соль и принцессу. НОД "Волшебство в одном кристалле" методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Производство соли

Музей соли в Европе

Соль - означает жизнь, бессмертие, нетленность, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание (sal sapientiae - соль премудрости), душу. Позже стала ассоциироваться также с ценностью, остротой и остроумием. Алхимия: очистка, прояснение, нечто фиксированное, кубический камень, земная природа, тело, соединяющее активное и пассивное начало, дух и душу. Где есть металл, есть сера, и ртуть, и соль; эти три суть Дух, Душа и Тело - природа металла и человека. Соль статична и потому - природный элемент троицы, соль - это не только физическое, но и астральное тело. Сера производит горение, ртуть - испарение, соль помогает фиксировать летучий дух (Валентин). Это принцип негорючести и фиксированности, а в мистическом смысле - тело человека. Кельты: нетленный дух, тогда как земля - тленное тело. Христианство: избранные, божественная мудрость, нечто ценное, чистота, неподверженность порче, предосторожность, превосходство, сила (Матфей, 5:13; Марк, 9:50) Греко-римская традиция: литературное остроумие. Играла важную роль в жертвоприношениях и считалась отвращающей зло: ее клали на губы восьмидневных римских младенцев, чтобы защитить их от злых духов. Вероятно, отсюда пошел христианский обычай давать соль новообращенному перед крещением. В некоторых обрядах освящения соль добавляли в святую воду. Еврейская традиция: духовное различение.

7 заблуждений о соли

Так уж устроен человек - ему свойственно заблуждаться. К сожалению, иногда заблуждения бывают чреваты последствиями. Например, когда они касаются здоровья. Ведь эффективность лечения зависит от информации, которой мы пользуемся. Иногда правильному употреблению соли в пищу зачастую мешают Ваши заблуждения об этом продукте.

Заблуждение 1. Йодированная соль - лечебный продукт, ее применяют по назначению врача. На самом деле все совсем не так. Йодированная соль - профилактический продукт, который рекомендуется всем.

Заблуждение 2. Употребление йодированной соли может привести к избытку йода в организме. Подобное мнение не соответствует действительности. Нормативы содержания йода в соли рассчитаны на покрытие физиологической потребности организма в микроэлементе.

Заблуждение 3. Йодированная соль непригодна для консервирования, она меняет цвет и запах продуктов. В действительности содержание йода в соли столь мало, что не может оказывать влияние на качество блюд и консервирование.

Заблуждение 4. Йодированная соль дороже обычной. Это утверждение верно, но разница в цене мизерная, в экономии на соли нет смысла.

Заблуждение 5. Перепонки грецкого ореха, хурма и фейхоа содержат много йода. Эти продукты действительно содержат йод, да только его там совсем немного. Эти продукты недостаточно снабжены йодом и для профилактики они не пригодны.

Заблуждение 6. Для профилактики йодного дефицита следует использовать морскую капусту. Конечно, это лучше чем ничего. Но все же специалисты отмечают, что экзотические продукты не могут быть надежным способом профилактики.

Заблуждение 7. Для профилактики йодного дефицита можно использовать йодную настойку и раствор люголя. Этого делать не стоит: количество йода в этих препаратах очень велико.

Соль в пословицах и поговорках

В народе говорят: "Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли." Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: "Хто присказки старинные знает, тот в жизни много понимает".

Мы ниже приводим лишь пословицы о соли, но как они метко выражают ее значение в жизни человека, и шутки, и загадки разных народов.

Соль не жалей, так и есть веселей.

Кто раз соль попробует, тот за ту соль все отдаст.

Есть солоней, жить будет веселей.

Без соли не обед.

Пища вкусна солью, человек приятен речью.

Вкус воды – ото льда, вкус пищи – от соли.

Жизнь, что соленая вода: чем больше пьешь, тем больше жажда.

Помяни соль, чтобы дали хлеба.

Соли нет, так и слова нет.

Без соли и стол кривой.

Хлеб-соль ешь, да правду режь.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой выхлебаешь.

Солью сыт не будешь, думой горе не размыкаешь.

Кисло пей, солоно ешь, помрешь, не сгниешь.

Добра соль, а переложишь – рот воротит.

Вместо соли не лижи мед.

Загадки про соль

В воде родится, а воды боится.

(ответ: соль)

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает.

(ответ: соль)

Родился в воде, растет на огне,

мать увядает, опять умирает.

(ответ: соль)

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает.

(ответ: соль)

В воде родилась,

В огне крестилась.

На воду пала и пропала.

(ответ: соль)

Что в избе за белая Марья?

(ответ: соль)

Меня одну не едят,

а без меня мало едят.

(ответ: соль)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.

Мультфильмы про соль

Сказки про соль

Б.Заходер «Соль»

Неведомо, в какой земле,

Недавно ли, давно ли,

Купил скупой в чужом селе

Мешок пудовый соли.

Верст тридцать было до села,

Дешевле там была!

Туда - пешком...

Назад - пешком...

Покупку спрыснул малость,

И так легко ему с мешком

Сперва-то показалось!

Шагает он, шагает,

А сам и рассуждает:

Неужто тут по правде пуд?

Какой там пуд!

Небось купчина, старый плут,

Обвесил на полпуда!

Но тридцать верст - не шаг шагнуть!

Пооттянуло плечи...

Скупой присел передохнуть,

Повел другие речи:

Шалишь, меня не проведешь!

Умишко есть покуда...

Купец - он вор, а хошь не хошь -

В мешке не меньше пуда!

Ну, вот он наконец и дом!

Скупой едва плетется.

С бедняги пот катит ручьем,

Чуть жив, а сам смеется!

Ты что? - кричит жена с крыльца. -

Купил не худо!

Нагрел на соли я купца:

Походу взял с полпуда!

Иные, может быть, сочтут,

Что в басне мало соли.

Ей-богу, соли - целый пуд,

Соленая мастерская

Соленое тесто

Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Тем более необходимые материалы доступны всем. Мука, соль и вода – вот весь набор для творчества!

Соленое тесто – это экологически чистый материал, без лишней химии, поэтому комок мягкого теста можно смело вручать любому малышу.

Рецепт соленого теста: 2 стакана белой муки смешать со стаканом мелкой соли, добавить воды и тщательно вымесить. Для придания поделкам из соленого теста прочности в тесто можно добавить неполный стакан клея ПВА. И можно начинать творить!

Соленые картины

Опыты с солью

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце.

Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.

Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Сортировка

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

Бумажное полотенце

1 чайная ложка (5 мл) соли

1 чайная ложка (5 мл) молотого перца

Воздушный шарик

Шерстяной свитер

Помощник

Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.

2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.

3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.

4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.

5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите? Результат:

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

    В воде родится, да воды боится.

    Меня не едят,
    Но и без меня мало едят.

    Меня одну не едят,
    А без меня мало едят.

    Мясо любит и капуста,
    Помидор, арбуз и сало,
    Огурец, растёт что густо.
    Может, хватит или мало?

    Одну меня не едят,
    А без меня редко едят.

    Отдельно - я не так вкусна,
    Но в пище - каждому нужна.

    Бела, как снег,
    Черна как пух,
    Вертится, как бес:
    Повернешься - она в лес.

    Верещунья белобока,
    А зовут ее...

    Вертится, стрекочет,
    Весь день хлопочет.

    Вещунья-белобока,
    А зовут ее...

    Какая птица из сорока букв?

    Какая птица состоит из сорока букв ""А""?

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее...

    Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.

    Непоседа птица эта,
    Одного с березой цвета:
    Верещунья, белобока,
    А зовут ее…

    Трещала с самого утра:
    - По-р-р-ра! По-р-р-ра!
    А что пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит...

    Черная заплатка,
    Белая заплатка,
    На березе скачет,
    Обо всем судачит.

    Назовите слово, в котором 40 гласных.

Сорока - Сорок ""А""

    У того спортсмена стать -
    Всем пример нам можно брать.
    Но пришлось ему немало
    Попотеть в стенах спортзала.

    Шайба, видимо, устала.
    Не дают совсем вздремнуть.
    На трибуны убежала,
    Чтоб немного отдохнуть.

    Стукнешь о стенку -
    А я отскачу,
    Бросишь в корзину -
    И я проскочу.
    Я из ладоней в ладони
    Лечу -
    Смирно лежать
    Я никак не хочу!

Баскетбольный Мяч

    Долго ходом шли коньковым
    Друг за дружкою втроем,
    Было очень нелегко им
    Забираться на подъем.
    Вдруг отточенным движеньем
    Хвать винтовки - и стрелять!
    Бьют прицельно по мишеням,-
    Раз, другой, четыре, пять.
    И помчались под уклон.
    Что же это? …

    Эти фрукты не съедобны,
    Но огромны и удобны.
    Их иной спортсмен часами
    Лупит сильно кулаками.

Боксерские Груши

    Я конем рогатым правлю.
    Если этого коня
    Я к забору не приставлю,
    Упадет он без меня.

Велосипед

    Железная птичка
    Снесла яичко,
    Яичко из гнезда
    Не взять без труда.
    Тяжело яйцо,
    В яйце - кольцо;
    За кольцо возьмешь -
    Яйцо унесешь.

    Железный дом,
    Ни оконца в нем,
    Круглые станы,
    Дугою крыша.

    Под вражеским обстрелом
    Стоят солдаты смело.
    А если их собьют,
    Они опять встают.

    Этой палкой бей смелее,
    Чтоб удар был, как из пушки,
    Эта палка - для хоккея
    И она зовется …

    Меня хлопали лопатой,
    Меня сделали горбатой,
    Меня били, колотили,
    Ледяной водой облили.
    И скатились все потом
    С моего горба гуртом.

Ледяная Горка

    Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца.

    Упадет - поскачет,
    Ударишь - не плачет.

    Не обижен, а надут,
    Его по полю ведут.
    А ударят - нипочем
    Не угнаться за...

    Умею прыгать и катиться, А если бросят - полечу. Кругом смеющиеся лица: Все рады круглому...

    Я, как зонтик, белый-белый,
    Я большой и очень смелый,
    Я по воздуху летаю,
    С облаков людей спускаю.

    В небо ласточкой вспорхнёт,
    Рыбкой в озеро нырнёт.

Прыгун В Воду

    Ручки да веревка -
    Таня скачет ловко.

Скакалка

    Безбородый и не белый,
    Гладкое, без шерсти, тело,
    Железные копыта,
    Словно в землю врытый,
    Он не блеет, не шумит,
    Где поставят - там стоит;
    Его не двигают -
    Через него прыгают.

Снаряд - козёл

    Два кольца
    И два каната,
    Вверх и вниз,
    Туда - обратно.
    Незаконченный полёт,
    Стойка, взлёт и поворот.

Снаряд - кольца

    Прямо на дороге
    Конь расставил ноги,
    Без головы и хвоста,
    Как вкопанный, встал.
    Конь стоит на месте
    Со всадником вместе.

Снаряд - конь

    Два кольца
    И две веревки -
    Я на них
    Вращаюсь ловко.

Спортивные Кольца

Татьяна Зеленская

ГБДОУ д/с № 46

Колпинского района

Санкт - Петербурга

Конспект совместной познавательно - исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Соленые загадки »

Подготовила и провела

Воспитатель ГБДОУ д/с №46

Зеленская Татьяна Николаевна.

Тема : «Солёные загадки »

Программное содержание :

1. Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью» .

2. Создать условия для проявления познавательно-исследовательских навыков и умений детей : умение выдвигать гипотезу, организовать исследование, объяснить полученный результат.

3. Вызвать интерес к изучению полезных и вредных свойств соли.

4. Развивать технические навыки и умения изобразительной деятельности : умение сочетать плавные движения руки с регулировкой нажима руки : цветовое восприятие.

5. Создать условия для проявления воображения и творчества.

6. Воспитывать «чувство локтя» умение работать в команде.

7. Развивать связную речь – доказательство.

8. Формировать навык диалогической речи.

Материал : для эксперимента

2 сырых яйца, 2 стакана с водой, ложки,несколько столовых ложек соли;

Для рисования

Соль (мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (теплых тонов, шаблоны листьев, простые карандаши, клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Ход : Ребята, сегодня я получила электронное письмо от Матушки природы.

Давайте его просмотрим.

М. П. - «ребята, я хочу вам рассказать об одной из своих тайн» .

На нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек.

Добывают её и в море и на суше. (1 слайд)

Обрабатывают её огнём (2 слайд)

Применяют для приготовления и сохранения пищи(3 слайд)


Еще её используют для оздоровления. (4 слайд)


В воде родилась,

В огне крестилась.

В воду упала и пропала.

Дети : соль

Отдельно - я не так вкусна, Зато красива, солона,

И в пище - каждому нужна.

Так что же это за волшебное вещество? Вы думаете это соль? Давайте проверим, у нас же есть волшебная книга природы. (открываем, достаем соль)

Правильно - это соль? А кто мне может сказать, что такое соль и для чего она нам нужна?

Воспитатель выслушивает ответы ребят.

Правильно ребята. А я тоже много знаю о соли и могу дополнить ваши ответы!

Рассказ воспитателя : с презентацией.

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом . Она хорошо растворяется в воде. (слайд)

Служит для сохранения продуктов питания. (слайд)


Но, давайте разберёмся, чем она полезна, а чем вредна для нашего организма? В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна. Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками. (слайд)


А для чего нам собственно соль? Она отвечает за работу мышц (слайд)


и необходима для пищеварения. (слайд)

Наша планета очень богата соляными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Это и выпаривание её на солнце из морей и озёр, и подземная добыча.



А какие удивительные поделки мы с вами делали из солёного теста ! (Здесь можно обратиться к развивающей среде, в которой выставлены поделки из соли : печенье, веточка в инее, баночка с цветной солью для украшения интерьера)

А ещё соль – волшебница – в соленой воде практически невозможно утонуть.

Не верите? А хотите проверить? Давайте проведём с вами эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность!

Проводим опыт. (слайд)

Для проведения опыта вам понадобится : 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Дети : Яйцо опустилось на дно стакана. Растворим во втором стакане с водой соль и опустим яйцо в солёную воду . Дети : Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

Итак, ребята, какой вывод вы можете сделать? Дети в солёной воде невозможно утонуть.

Отлично, вы настоящие исследователи. Предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть. Физкультминутка

Ребята, а где больше всего соленой воды? Да. В море и океане. Давайте поиграем в игру «Море волнуется…» .

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри(1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри(2)

Морская фигура в виде медузы замри(3)

Отдохнули? Продолжим наши исследования?

Ребята, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными!

Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа разноцветные листья!


Для этого присаживаемся на свои рабочие места!

Показ техники на презентации.

Берём простой карандаш и рисуем набросок в форме листочка с дерева, рисуем его крупно, кто не может сам, берите шаблоны и обводите.

Ну, вот эскиз готов, теперь прорисовываем контур клеем.

Контур готов теперь переходим к самому интересному. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос. Как красиво получается изображение просто волшебное, но похожи ли наши листья на осенние? Что делать? Конечно же, добавить цвета. Набираем краску на кисть, и прикасаемся к соли, соль впитывает цветную воду. Незабываем мыть кисть перед набором другого цвета, и прокрашиваем каплями весь контур.






Работа детей.

Какие красивые получились у вас работы. Чья работа вам понравилась больше всего? А что можно нарисовать еще в этой технике?

Давайте вспомним, о чем нам загадала загадку Матушка природа ? (о соли)

Правильно.

Что мы о ней узнали? (слайд о соли)

(Рассказы детей : что такое соль, какая она, чем помогает, в чем опасность? Соль- волшебница, соль художница)

Ребята, я думаю. М. П. довольна вашей исследовательской работой. (слайд с благодарностью)

Да, мы знаем, где может лежать сюрприз. Где же? Конечно в нашей волшебной книге. Ой, а здесь маленькие солёные рыбки ! Угощайтесь ребята.