Что такое сусек? Значение слова. Колобок

Сеимтское слово Каббала или кабала-это просто русское "калаба"("КОЛОБА", -учение о колобах,коловах) - толкование о торении небесных тел и влиянии их на человека
Вот сама сказка
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь-то? Муки нету». - «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на? пол, по? полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! - сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! и скушала.
Сусеки выглядели как достаточно большие деревянные короба с крышкой или, говоря проще, как сундуки, изготовленные простым рубленым способом.
Многие,видимо помнят такие у своих бабушек?
Размещались они всегда в жилой части дома, поэтому, видимо, их часто украшали резьбой. Обратите внимание - декоративные круги на сусеках означают родовое дерево. Вот вам и колобки РУССКИЕ,переименованнные потом в КАБАЛУ
Я писал уже о том,что у всех народов мира ЗАЯЦ-означал Луну
А образы Волка, Медведя -фазы Луны С помощью зверюшек детям легче запомнить фазы Луны. Ну а проглатывание Колобка Лисой - это лунное затмение.
Сам колобок-КОЛО - коловрат - кольцо - около (околица) - колокол - колос - колыбель - колотун - колода - колодец...
Вот по словарю Даля:
КОЛОБ
муж. -бок, -бочек; колобур, колобух, колобушек, колобуха жен. -бушка, кообка, колобан муж. -башка ·об. -банчик муж. колобишка; колобища, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; кокурка, толстая лепешка, клецка из пресного теста, ино на молоке; пряженец кислого теста, олон. круглый пирог, с толокном. Колоб теста, сыру, глины и пр. Толокняный колоб, валенец на масле. Колоб с соком, с конопляным молоком. Сороки святые, колобаны золотые, в день 40 мученников пекут колобы или жаворонки. Я колобок, по сусекам метен, в сыром масле пряжен, из сказки. Немецкий колоб с изюмом. Под стукалов монастырь, под чугунные колобы, на войну. Не блины, а колобы. От сына дурака не хлебы, а колоба.
| Макуха, жмыхи, дуранда, избоина, в больших сваленых комьях. * Печь колобы, острить, шутить, балясничать архан. Колобенчатый пск., твер. о скоте, выкормленный и холеный, взросший на колобах. Колебятка, симб. последний хлеб из квашни. (Наумов).
С Лисой-трудновато,но есть в китайской сказочной традиции Лиса: в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной Лисой - тремя звёздами в созвездии Скорпиона (ср. также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях "Лиса с гусем").

Класс: 1

Цель:

  1. Пробудить внимание детей к слову, научить некоторым приемам толкования значения слова, вызвать стремление узнавать значение непонятных слов.
  2. Учить детей связно выражать свои мысли, воспитывать культуру речевого общения, формирование выразительности речи.
  3. Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
  4. Содействовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: сказка с иллюстрациями, картинки, на которых изображены короб, крылышко, сусек, горсть, готовое соленое тесто, дощечки, баночки с водой, салфетки, толковые словари.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

2. Вводная беседа.

Ребята, вы любите путешествовать?

За чистым – чистым полем, за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в этом городе одно удовольствие. А называется этот город “Сказка”!

Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня, мы с вами и отправимся путешествовать в сказку.

Скажите, кто из вас знает сказку “Колобок”?

Наверно, вы можете и рассказать ее. Давайте вспомним начало этой сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, то есть непонятно, что они обозначают.

3. Формирование новых знаний.

“Колобок”

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое, непонятное слово? Поднимите руки. А кто два? Три? Четыре? Назовите эти слова? (“Короб”, “сусек”, “крылышко”, “горсть”).

А может быть, кто-нибудь объяснит, что значит “крылышком поскребла”? Что значит “короб” (“сусек”, “горсть”)?

Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы (на доску прикрепляются картинки).

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было).

Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.

Давайте попробуем теперь растолковать непонятное слово, разъяснить его значение.

Что же такое короб? (Это изделие, в которое можно уложить то, что нужно сохранить или перенести).

Сусек? (Большой деревянный ящик, в котором хранится мука или зерно).

Горсть? (Количество чего-нибудь, которое помещается в руке, если мы сложим ее так, как будто хотим что-нибудь зачерпнуть).

Крылышко? (Отрезанное и засушенное гусиное крыло). Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова. (Демонстрирую несколько толковых словарей, читаю толкование слов, которые разбирались на уроке).

Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи толкового словаря.

Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть. Пока колобок остывает, давайте и мы себе колобка сделаем. (У детей на партах лежит готовое соленое тесто.)

4. Практическая работа. (Уч-ся самостоятельно лепят колобка.)

Краткое описание процесса приготовления теста.

(Смешайте муку и соль. Залейте водой и замесите тесто. Готовое тесто положите в холод на 2 часа.)

Продолжаем сказку.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Нет не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

(Дети поют хором).

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, заяц, не хитро уйти.

5. Итог урока.

Как можно объяснить непонятное слово?

Какие задания вызвали интерес? Почему?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

6. Домашнее задание.

Дать объяснение слову “завалинка”.

Свои запасы сегодня мы чаще всего заготавливаем на неделю, причем ровно столько, чтобы хватило до очередных выходных. А потом спешим на базу или в крупный супермаркет, чтобы вновь забить свой холодильник съестными припасами. А раньше все было совсем по-другому.

Хранилищем основного припаса - жита - для крестьянина была житница или амбар. В словаре Ожегова амбар значится как место для хранения зерна, муки и товаров. Северный старинный амбар являлся двухъярусным сооружением: непосредственно под крышей, над основным помещением находится второй этаж, или вышка, на которую ведет внутренняя лесенка.

На вышке хранились более ценные хлебные продукты: пшеница и пшеничная мука, гороховая мука, толокно и пр., а в прошлом здесь держали запасы зерна, отсыпанного на семена. Внутри амбара вдоль стен делали ящики для хранения зерна, так называемые сусеки, засеки, закрома. Помните сказку о колобке: «По сусекам поскреби,по амбару помети! Авось, наберется муки-то на колобок!» Вот они, сусеки-то эти. По тому, насколько они полны, можно было судить о достатке хозяина.

Ставили амбары вблизи дома, так чтобы можно было увидеть их из окон, при этом стояли они не на самой земле, а на невысоких деревянных столбах с открытым подпольем для предохранения от почвенной сырости и от мышей.

Кстати, избушка бабы Яги явно ведет свою историю от амбаров, но только от особенных амбаров, ставившихся на высокие столбы. Постройки эти характерны для северных жителей, в частности наших этнических соседей - хантов и манси. Такие «избушки на курьих ножках» можно и сегодня встретить в национальных поселках этих северных народов.

Еще одним хранилищем для съестных припасов был погреб. Русская кухня всегда была богата на разносолы: соленые огурцы, капуста, грибы, моченые ягоды - все это, и не только, хранилось именно в погребах.

Строили погреб срубом, углубленным в землю. Сверху закрывали его накатником и засыпали землей, оставляя для входа квадратное отверстие, закрывавшееся крышкой. В яме, покрытой сверху землей, где летом лежал лед или снег, хранили квас, пиво, мясо, сметану, мясо, рыбу и проч. На зиму клали туда разные огородные овощи и ставили бочки с солеными огурцами и груздями. Наверху погреба складывалась разная деревянная посуда (кадки и проч.), а также мука, употребляемая в пищу летом.

Так что все было рядышком, под боком. Надо было только приложить руки, старание да терпение... Но самое главное - все это можно успеть сделать и сейчас, за лето, было бы где развернуться... А уж как приятно долгими зимними вечерами баловать себя собственными огурчиками из бочки, мочеными ягодами и ароматным домашним хлебом!..

Украинский политолог Валерий Бебик увидел в Колобке древнеукраинского бога солнца - Коло-Бога. Он заявил, что мы украли эту украинскую сказку: по спецзаданию Сталина её русифицировал Алексей Толстой.

В доказательство он привёл «Колобка» на украинской мове из сборника малорусских сказок, изданного в начале XX века националистом Борисом Гринченко . Политолог умолчал, что знаменитый А. Афанасьев издал русские сказки с «Колобком» на несколько десятилетий раньше. Недосуг ему было и выяснить, что «колобков» в Российской империи записано немерено: 16 русских вариантов, 8 украин-ских, 5 белорусских. Такие же сказки есть у прибалтов, скандинавов, англичан, нем-цев, татар и узбеков. Эта сказка интернациональна, у разных народов могут различаться виды хлеба (есть пончики, блинчики, лепёшки, пирожки, булочки и пряничный имбирный человечек), но их всегда делают дед и бабка, хлеб всегда с песней убегает от зверей или людей, но съедает Колобка всегда лиса.

Трудные роды

Несмотря на всемирность, «Колобок» изучен плохо. Впрочем, как «Репка», «Курочка Ряба» и другие сказки для малышей. Взрослым они кажутся примитивными, детям - нравятся. Почему? Великий учёный-«сказочник» Владимир Пропп считал их очень древними - реликтовыми. Они - продукт ранних форм человеческого сознания: а детское сознание такое же, как и у древних предков.

Реалии, лежащие в основе таких сказок, забыты, и восстановить их очень сложно. Но это удалось Никите Ильичу Толстому - известнейшему слависту, академику, правнуку Льва Николаевича и отцу телеведущей Фёклы Толстой. Вы помните песенку Колобка?

Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон…

Толстой внёс решающий вклад в «колобковедение», увидев в этом «текст творения» - по народным представлениям, эти песни и заговоры обладают магической и защитной силой. В них говорится, как из «плоти» растений делают продукты, одежду и т. п. Производственный процесс описывают как цепочку мучений - пшеницу режут серпом, вяжут в снопы, зерно бьют цепами, измельчают в муку, сжигают в печи. «Эти муки, - говорит Н. И. Толстой, - делают хлеб столь магически могучим, что он может одолеть и чёрта». Поэтому Колобок и был неуязвим. Он шаманил, заговаривал животных и убегал. Странно лишь, что он не человек, а булка. Но на самом деле Колобок олицетворяет особого человека - поскрёбыша. Так называли и хлеб из остатков муки («по коробу скребён, по сусеку метён»), и позднего ребёнка у стариков-родителей. В народном сознании процесс создания хлеба понимался как беременность и роды.

Вот что пишет об этом Галина Кабакова, известный фольклорист, ученица Н. И. Толстого : «Женское чрево мыслится как дежа (кадка, в которой месили и настаивали тесто. - Ред.), производящая потомство до тех пор, пока не опустеет окончательно. И тогда на свет появляется самый последний ребёнок, подобно тому как хозяйка, соскрёбывая комочки теста, прилипшие к стенкам, вылепливает самую последнюю булочку. Этот образ часто стоит и за общими названиями хлеба и ребёнка, и за метафорами, поныне присутствующими в народной речи. Так, на Брянщине говорят, что последнего ребёнка мать по амбарам собирала, как колобка». Так мыслят и другие народы: в Лотарингии такой ребёнок - «оскрёбыш дежи», в Гаскони - «оскрёбыш мешка». Поскрёбыши обладают магической силой, у них дар знахаря, они противостоят ведьмам и колдунам, могут останавливать град, вызывать дождь.

Теперь, кажется, и ежу понятно, что «Колобок» - история про рождение позднего ребёнка у престарелых родителей, изложенная пристойно и иносказательно - на языке хлебопёков.

Распальцовочка

А был «Колобок» для взрослых? Раньше сказки рассказывали не только детям. Читаем в сборнике Афанасьева недет-скую жестокую историю про стариков, мечтающих о ребёнке: «Жил себе старик со старухою. Раз старуха рубила капусту на пироги, задела нечаянно по руке и отрубила мизинный палец; отрубила и бросила за печку. Вдруг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человече-ским голосом: «Матушка! Сними меня отсюда». Изумилась она, сотворила честной крест и спрашивает: «Ты кто таков?» «Я твой сынок, народился из твоего мизинчика». Сняла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала его Мальчик-с-пальчик».

Такие сказки есть у всех народов мира. Не всегда в них отрубают пальцы (это осталось лишь в архаичных вариантах), но связь с пальцем есть всегда: старики мечтают хотя бы о маленьком сынке ростом с пальчик. Ужели они реально готовы иметь такого малыша? Конечно, нет. «Мизинец» в их лексиконе означал не только палец. Точно так же называли позднего ребёнка. «Во многих славянских диалектах его уподобляют мизинцу, последнему пальцу на руке», - пишет Г. Кабакова. Детей вообще отождествляли с пальцами. Есть даже такая поговорка: дети - что пальцы, любого потерять больно и жалко.

Круг замкнулся: колобок, поскрёбыш, мизинец - всё это обозначения последнего ребёнка у старых родителей. Именно этот персонаж выступает в сказках «Колобок» и «Мальчик-с-пальчик». Последний, как и Колобок, тоже покуролесил. Обманул барина на деньги, справил ему нужду в карман, обворовал попа с разбойниками. Но при дележе добычи отдал мясо им, а себе взял бычьи потроха и почему-то залез в них спать. Как Колобка, его съели, но не лиса, а волк - проглотил вместе с потрохами. Но он заставил зверя прийти к родителям и спасся весьма пикант-но: «Побежал волк в деревню, вскочил прямо к старику в избу; Мальчик-с-пальчик тотчас вылез из волчьего брюха задом, схватил волка за хвост и кричит: «Бейте волка, бейте серого!» Старик схватил дубинку, старуха другую и давай бить волка; тут его и порешили, сняли кожу да сынку тулуп сделали». Вот такая совсем недетская история.

Каждый школьник точно знает, а каждый взрослый что-то помнит про устаревшие слова, которые, как известно, принято делить на две группы. Первая – это архаизмы, то есть те слова, что вышли из употребления и больше в языке не используются, но зато для них нашлись синонимы. Этими современными вариантами мы и пользуемся. Вот ряд самых распространенных примеров:

Длань – ладонь

Выя – шея

Рамена – плечи

Ланиты – щеки.

Ко второй группе относятся слова, называющие предметы или явления, которых больше нет. Это историзмы. Нет предмета, потому что он остался в каком-то «моменте истории», а значит, и слову в современном языке делать нечего. Нет нынче царей, государей, теремов боярских, да и самих бояр тоже нет. Употребляем историзмы только тогда, когда говорим о конкретном историческом периоде.

Столкнешься с таким вот историзмом, и иной раз оторопь берет. Что за слово непонятное? Где до этого времени жило? Что обозначает? Порой сразу в словарь лезть времени нет, а иной раз и Лень с Неохотой так одолеют, что сдаешься на их милость. Вскоре о неизвестном слове забываешь, так оно и остается неразгаданным.

Собственно, так и было со словом «сусеки». Если честно, то варианты объяснения слова «амбар» тоже понадобились. Было это в «глубоком» детстве, потом слово забылось и выплыло в тот момент, когда сказка «Колобок» стала настольной книгой дочери, а потом и сына. Слово «амбар» объяснила, подведя к сараю. Добавила только, что хранят там не инструменты, мотоцикл и велосипеды, как у нас, а зерно и другие продукты.

Сусек, естественно, показать не сумела, а и дети не слишком настаивали. Но мое любопытство не унималось и требовало удовлетворения. Узнав, что такое сусек, а потом и увидев его, разочаровалась. Ну, нет в этом слове ничего сказочного, и объяснение у него простое, даже прозаическое, и вид не особо презентабельный. Оказалось, что правильно построенный амбар – это настоящее хранилище разных съестных запасов. И для каждой придумано и сооружено свое место. Под потолком, на балке, сушатся лечебные травы, грибочки, яблоки и веники для баньки. А внизу, на полу, хозяин обязательно мастерил деревянные лари.

Плотницкий топор бревно сёк, то есть рубил его или засекал. А потом нужно было закромить ларь, то есть обшить досками. От этих глаголов и возникли разные названия сусека. В одних областях его называли ларь, в других – отсек, в третьих - кадь, наверняка, используя как разновидность слов «кадка» или «кадушка». А были еще короба и дупляники, которые делали только из липы.

Итак, сусеки сколачивали из деревянных досок, потом дополнительно обшивали. Делали непременно с крышкой, да с такой, чтобы ни одной щели, даже самой узкой в них не было. Оно и понятно: мыши-полевки, как похолодает, сразу же в такие амбары переселяются. Да и не только им хозяйские запасы по ночам снятся. Разная лесная и степная живность стремится подкормиться чужим добром. Одни только крысы чего стоят!

Форма у сусеков была разная. Иногда их делали в виде круглых чанов, но чаще все же использовали прямоугольную форму. Глубину регулировали, исходя от роста хозяев, а количество сусеков зависело от благосостояния и надежд на грядущие урожаи. И обязательно делали в ларе небольшой наклон, чтобы хозяйке было удобнее набирать муку, зерно или овощи. А рядом на полу делали приступочку для детей и людей небольшого роста.

Выглядел амбар солидно. По краям располагались не очень большие сусеки-лари, с теми запасами, которые предназначались для еды. У центральной стены или у одной из боковых выстраивали огромный отсек для посевного зерна. На полках-лавках стояли жбаны с маслицем, с сушеными ягодами и кадки с соленьями. То есть все запасы представляли собой урожай, выращенный и собранный семьей. Только картофель хранили отдельно, обычно в ямах, вырытых в отдельном помещении – в сарае.

Что же получается? Загадочное слово, этот сказочный сусек, оказывается, обычный деревянный ящик. В нем действительно можно было поскрести и помести, чтобы набрать немножко муки. Правда, мука будет уже не самая лучшая, да еще и с мусором. Но какие претензии к остаткам, да еще в голодное время?!